Потиевская специальная
общеобразовательная школа-
интернат для детей с последствиями
полиомиелита и церебральными
параличами
Тел.: 0 (4132) 53 2 36; e-mail: Pot_int@ukr.net
Приглашаем вас познакомиться с жизнью и работой нашей школы-интерната каждый день с 12:00.
ДЦП у детей ДЦП причины ДЦП реабилитация

Школа-интернат: лечение ДЦП


Рядом с учебным процессом основное внимание уделяется лечебной ДЦП реабилитации учеников. Своевременная коррекция поврежденных систем организма детей — основа для их успешной реабилитации и социальной адаптации.

Среди нашего медицинского персонала — педиатры и доктора ЛФК, прошедшие курсы на базе Международной клиники восстановительного лечения профессора В. И. Козявкина; инструкторы ЛФК, прошедшие курсы в Житомирском центре «Здоровье»; медсестры физиотерапевтического кабинета и парафинотерапии; массажисты и младшие медицинские сестры.

В школе есть три зала лечебной физкультуры, оснащенных современными тренажерами и полным набором корректирующего оборудования для восстановления функций опорно-двигательного аппарата. Лечение проводится по методике профессора Козявкина. Инструкторы лечебной физкультуры работают по новым эффективным методам ДЦП реабилитации.

 

Обследование и лечение ДЦП


Потиевская школа-интернат. Лечение ДЦП и полиомиелита у детей - Обследование и лечение Дважды в год проводятся тщательные медосмотры детей специалистами районной и областной больниц, которые дают рекомендации для дальнейшего лечения, и лабораторное обследование. Все дети получают необходимый курс медикаментозной терапии. Школа-интернат поддерживает тесную связь с ЖГОБ и ЖОБ, где проводятся углубленные осмотры и консультации профильными специалистами, стационарное и плановое оперативное лечение детей.

Житомирский протезный завод ежегодно изготовляет ортопедическую обувь, ортопедические стельки и протезы. Также каждый год наши ученики имеют возможность оздоровиться в специализированном санатории «Искра» в Евпатории за средства, выделенные Министерством охраны здоровья.

Медицинским персоналом постоянно проводится санитарно-обучающая работа среди детей по вопросам здорового способа жизни, поддержания санитарно-гигиенических норм личной жизни и труда.

 

Что такое ДЦП


За последние годы детский церебральный паралич стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота заболеваний по данным М. Н. Никитиной 1,71 на 1000 детского населения. Этот недуг входит в разряд неизлечимых болезней, но проведение своевременной и правильной коррекции поврежденных систем организма детей с помощью коррекционных физических упражнений, применения элементов спортивных игр и специальных двигательных режимов — это главная предпосылка для успешной бытовой, учебной, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни и интеграции в обществе.

ДЦП у детей — заболевание головного мозга, возникающее под воздействием различных патологических явлений при родах и в период новорожденности. В центре клинической картины находятся двигательные нарушения, сопровождающиеся нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, вестибулярного аппарата, глубокой чувствительности и др.), а также речи и психики. В комплекс лечения ДЦП включаются и медикаментозные, физиотерапевтические процедуры, занятия с логопедом и психологом, обучение навыкам самообслуживания и труда.

вернуться

 

Как лечить ДЦП


Лечение ДЦП проводится по методике профессора Козявкина. Необычайно эффективно в школе используются физиотерапевтические методы: электрофорез с лекарственными препаратами, электростимуляция мышц и нервов, электросон, магнитотерапия, лечение ультразвуком. Кроме традиционных методов лечения, широко применяются и менее известные, но не менее эффективные: иппотерапия, мануальная терапия, арттерапия и другие.
 

Иппотерапия

Потиевская школа-интернат. Лечение ДЦП и полиомиелита у детей - Иппотерапия Иппотерапия — метод лечения, основанный на взаимодействии ребенка с лошадью, адаптированной к возможностям ребенка в обучении верховой езде. Мышцы спины животного, осуществляя трехмерные движения, массируют мышцы ног ребенка: внутреннюю сторону бедер, икроножные мышцы, голеностоп, паховую область. Всадник, стараясь принять на лошади более надежную и удобную посадку, вынужден плотнее прижимать ноги к лошади, что увеличивает силу воздействия на его мышцы.

В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела, это происходит на рефлекторном уровне, поскольку ребенок-всадник, двигаясь вместе с лошадью, инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть, тем самым побуждая к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого. Под влиянием физических упражнений усиливаются функции вегетативных систем.

В случае сильного спастического сведения ног дети часто не в состоянии сесть на лошадь глубоко, поэтому занятия начинают как бы полулежа, откинувшись назад и поместив ноги ближе к шее лошади. Такое положение удобно для ног, но неудобное для всадника в целом. Постепенно ребенок стремится сесть прямо, поскольку только в этом положении сможет самостоятельно держаться на коне, и ему приходится опускать ноги ниже. Всадник, самостоятельно изменяя свое положение и постепенно выпрямляясь, стремится глубже сесть на лошадь, и это является одним из важнейших принципов иппотерапии как метода физической реабилитации детей с ограниченными возможностями. Ребенок сам стремится преодолеть недуг и видит результаты своей борьбы: становится удобнее сидеть, появляется возможность управлять лошадью. Во время движения лошади туловище всадника выполняет те же движения, что и во время ходьбы.

Кроме массажа ног и сильной внутренней мотивации к занятиям, есть еще два фактора, которые способствуют уменьшению спастики. Во-первых, это тепло — температура тела лошади на 2-3 градуса выше температуры человеческого тела. Во-вторых, отсутствие внутреннего напряжения, которое иногда наблюдается у ребенка при лечебном массаже, поскольку на лошади ребенок выбирает нагрузку самостоятельно.

вернуться
 

Парафинотерапия

Потиевская школа-интернат. Лечение ДЦП и полиомиелита у детей - Парафинотерапия Парафин — энергичный и сравнительно действующий фактор теплолечения. Теплолечение применяют с целью оказания противовоспалительного, обезболивающего, антиспазматического и рассасывающей действий.

Влияние парафина обусловлено механическими и термическими факторами сдавливания кожи глубже расположенной ткани после охлаждения парафина и тепловым эффектом. Вследствие этого улучшается крово- и лимфообращение, повышается местный тканевый обмен, усиливается фагоцитарная функция элементов соединительной ткани, быстрее исчезают отеки, улучшается питание кожи, она становится эластичной и нежной.

В нашем заведении парафинотерапия применяется для ДЦП реабилитации, сколиозов, парезов Эрба, миопатии, косолапости, плоскостопия, артритов.

По методу профессора В. И. Козявкина с 2010 года в школе введено апитерапию — лечение продуктами пчеловодства: медом, воском, прополисом. Применяется местно аппликациями при парафинолечении.

Благодаря тепловому эффекту парафина мед, воск и прополис проникают глубоко в ткани тела, суставы, являются проводниками витаминов, белков и других веществ.

вернуться
 

Логопедическая помощь

Одним из главных проявлений детского церебрального паралича являются сложные нарушения речи: дизартрия (органическое поражение центральной и периферической нервной систем — нарушения артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи), анартрия (при тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц), алалия (отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга), — которые осложнены общим недоразвитием речи, нарушением письма, логоневрозом, фонетико-фонематическим недоразвитием. Все это затрудняет усвоение учащимися школьной программы.

На фоне ДЦП у детей наблюдают психофизические, сенсорно-моторные нарушения, которые проявляются нарушением мышечного тонуса по типу паретичности, спастичности, дистонии. В результате у детей формируются патологические артикуляционные уклады (контрактуры губ, языка, мягкого неба, голосовых связок, дыхательной мускулатуры), которые имеют устойчивый характер.

Поэтому всем ученикам от подготовительного до 8 класса оказывается квалифицированная логопедическая помощь. Она направлена на преодоление всех первичных и вторичных нарушений речи, слуха, зрения, восприятия, внимания, памяти, логического мышления. На логопедических занятиях обязательным является проведение артикуляционной гимнастики для системной подготовки и закрепления необходимых артикуляционных движений. С детьми проводится артикуляционная гимнастика:

  • постановка правильного речевого дыхания, нарушение которого является одним из симптомов дизартрии;
  • коррекция нарушений звукопроизношения и исправлений звуко-составляющей строения слов;
  • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
  • формирование слухового контроля над произношением;
  • работа над дифференциацией и автоматизацией звуков;
  • развитие фонетико-фонематической стороны речи;
  • работа по расширению запаса и уточнение значения слов, направленная на обогащение словарного запаса и формирование представлений об окружающей среде;
  • формирование фразовой речи;
  • формирование анализа структуры предложения;
  • развитие речи.

С этими детьми проводится логопедический массаж артикуляционного аппарата, зондовый массаж по методике Новиковой.

вернуться
 

Специальное обучение письму

Письмо является сложным психофизиологическим процессом, при котором движения рук контролируются и направляются движением глаз. Движения правой руки возникают вследствие сужения и расслабление мышц с помощью действий нервных импульсов, которые идут от движущихся клеток больших полушарий головного мозга. Поэтому между глазами и рукой должна быть при письме правильное взаимодействие. Нарушение этих условий вызывает неверную аккомодацию глаз, напряженность в движениях руки, влияет на здоровье пишущего ребенка, создает неизбежные осложнения в письме.

На уроках учителя постоянно следят за тем, чтобы у ученика в процессе письменных работ развивалась координация движений пальцев, кисти и предплечья. Воспитателями выработаны приемы подготовки детей к работе во время письма (установление правильной позы при письме). Часть учеников имеют гиперкинезы, расстройства или недостатки координации движений, недостатки моторики, они нуждаются в индивидуальной помощи со стороны учителя. Особое внимание уделяется предметно-практической деятельности детей, они учатся действовать самостоятельно (лепить, складывать).

вернуться
 

Потиевская школа-интернат. Лечение ДЦП и полиомиелита у детей - Специальное обучение письму

Дифференцированная лечебно-педагогическая помощь

Виды корректирующей работы в старших классах:

  • развитие мелкой моторики (эспандеры, конструктор, счет монет, работа с калькулятором);
  • развитие зрительного восприятия (различение геометрических фигур и геометрических тел);
  • развитие пространственного восприятия и формирования чертежных навыков (работа с линейкой, транспортиром, циркулем);
  • развитие связной речи (логопедическая разминка, заучивание скороговорок, создание диалога между учащимися на определенных этапах урока, работа парами, создание поисковых ситуаций).

вернуться